Вопрос — ответ

Возможно ли рассмотрение Государственной службой по делам семьи и детей анонимных обращений?

На основании статьи 23 Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан», не рассматриваются анонимные обращения граждан, в которых не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) либо инициалы гражданина или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Если семья приняла решение усыновить ребенка, с чего следует начать, куда обратиться?

Согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики деятельность по усыновлению детей осуществляют отделы по делам семьи и детей администраций городов, районов в городах, районов Республики, поэтому семье следует обратиться в соответствующий отдел по месту постоянного проживания. Именно в Отделе потенциальные усыновители получат ответы на все интересующие их вопросы относительно усыновления, а также рекомендации по дальнейшим действиям.

Куда необходимо обратиться в случае поступления информации о семье, которая нуждается в социальной поддержке?

В случае поступления информации о семье, которая нуждается в социальной поддержке, необходимо обращаться в отделы по делам семьи и детей местных администраций.

В соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики информация о вышеуказанных семьях поступает в отделы по делам семьи и детей путем:

1) личного/телефонного обращения/заявления физического лица, в том числе ребенка, либо представителя семьи/ребенка непосредственно в отдел по делам семьи и детей по месту жительства/пребывания;

2) письменного, устного, а также телефонного сообщения/направления от субъектов социальной работы;

3) письменного/телефонного обращения/заявления физических лиц, которым стало известно о семье, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах.

Каким образом подтверждается наличие или отсутствие сложных жизненных обстоятельств в семьях?

С целью подтверждения факта наличия или отсутствия сложных жизненных обстоятельств осуществляется социальное инспектирование семьи. Процедура осуществления социального инспектирования регламентирована Порядком осуществления социального инспектирования семей и отдельных граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 03 апреля 2019 года № 39/5.

Социальное инспектирование осуществляется комиссионно, по результатам составляется Акт социального инспектирования, в котором фиксируется вывод о наличии или отсутствии в семье сложных жизненных обстоятельств

Какие социальные услуги может получить семья, оказавшаяся в сложных жизненных обстоятельствах?

В зависимости от потребности семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, семье могут быть оказаны комплексные социальные услуги:

— содействие в оформлении (восстановлении) документов;

— содействие в решении жилищно-бытовых проблем, в том числе в восстановлении/улучшении жилищных условий;

— содействие в организации медицинского обследования, лечения, ухода, привлечение к реабилитационным программам членов семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах;

— содействие в трудоустройстве членов семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах;

— информирование по правовым вопросам;

— содействие в улучшении (восстановлении) социальных связей;

— содействие в устройстве детей в образовательную организацию;

— содействие в улучшении материального положения семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах;

— содействие в улучшении показателя посещаемости ребенком образовательной организации;

— помощь в приобретении членами семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков, навыков воспитания, ухода за ребенком;

— оказание услуг профилактического характера с целью уменьшения или устранения негативных явлений;

— оказание психологической поддержки и помощи, направленной на улучшение психо-эмоционального состояния, улучшение взаимоотношений в семье;

— предоставление информации в пределах компетенции отдела по делам семьи и детей;

— направление к узконаправленным специалистам или другим субъектам социальной работы;

— содействие в получении социальных пособий, оформлении льгот, оздоровлении детей, получении гуманитарной помощи и иные социальные услуги.

Куда обращаться и какую информацию необходимо указать в случае выявления факта нарушения прав и законных интересов ребенка?

В случае выявления факта нарушения прав и законных интересов ребенка необходимо обращаться непосредственно в отдел по делам семьи и детей администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту фактического проживания (пребывания) ребенка. При обращении в Государственную службу по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики информация о факте нарушения прав и законных интересов ребенка может быть предоставлена в виде письменного, устного, электронного обращения, а также телефонного сообщения. Для оперативной организации соответствующей работы в обращении необходимо указать адрес места жительства (пребывания) ребенка, а также по возможности — фамилию, имя, отчество его родителей и самого ребенка.

Куда обращаться по вопросу назначения и выплаты социальных пособий?

По вопросам назначений и выплат социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики, а также для получения разъяснений по этим вопросам необходимо обращаться в Управления труда и социальной защиты населения, которые являются структурными подразделениями местных администраций, по месту проживания граждан.

Получить консультацию по указанному вопросу можно в Министерстве труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, которое находится по адресу: г. Донецк, ул. Университетская, д. 91.

Телефоны «горячей» линии указанного Министерства:

– (071) 334 91 91;
– (099) 346 42 28.

Электронный адрес сайта: http://mtspdnr.ru/

Раздел «Обратная связь»: http://mtspdnr.ru/index.php/obratnaya-svyaz

Где можно получить удостоверение многодетной семье, и какие документы необходимо предоставить для этого?

Выдача удостоверений родителей и ребенка из многодетной семьи регулируется Порядком выдачи удостоверений родителей и ребенка из многодетной семьи, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 24.08.2015 № 59/2 (далее – Порядок).

Для получения удостоверений родителей и ребенка из многодетной семьи необходимо обратиться в отдел по делам семьи и детей местной администрации по месту регистрации, предоставив документы, перечень которых предусмотрен пунктом 4 Порядка.

С текстом Порядка можно ознакомиться в сети Интернет на официальном сайте Донецкой Народной Республики:

http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/09/PrikazMinTSP_N59_2_24082015_1.pdf

 

Кто имеет право обращаться в суд о лишении родителей родительских прав?

Согласно ч. 1 ст. 70 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

Кто несет ответственность за сохранность имущества ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей?

Опекуны, попечители, приемные родители, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – законные представители), несут ответственность за сохранность имущества ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Законные представители ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны заботиться о переданном им имуществе ребенка как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества ребенка и способствовать извлечению из него доходов.

В течение какого периода времени жилые помещения, в которых проживали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, сохраняются за ними?

За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа сохраняется право на жилье, в котором они проживали с родителями, родными до установления опеки, попечительства, устройства в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в установленном порядке, на весь срок пребывания детей вышеуказанных категорий в семьях граждан или в государственных учреждениях.

Жилые помещения, в которых проживали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до устройства их в семьи граждан, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении которых есть решение суда, не могут быть отчуждены без согласия органов опеки и попечительства, которое может предоставляться лишь в случае гарантирования сохранения права на жилье таких детей.

Как оформить опеку, попечительство над ребенком?

Опека, попечительство устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен по месту жительства опекуна или попечителя.

Для получения подробной информации о порядке установления опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения, следует обращаться в отдел по делам семьи и детей администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту фактического проживания лица, изъявившего желание взять на воспитание ребенка данной категории.

Как получить льготный билет?

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 13.06.2017 № 70/5 «Об утверждении формы льготного билета ребенка — сироты/ребенка, лишенного родительского попечения, и Порядка выдачи льготного билета ребенка — сироты/ребенка, лишенного родительского попечения», льготный билет выдается:

детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, до достижения ребёнком возраста восемнадцати лет;

лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в случае продолжения обучения в общеобразовательных организациях или по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего профессионального образования, до окончания срока обучения, но не более, чем до достижения указанными лицами 23 лет.

Выдача льготного билета осуществляется отделами по делам семьи и детей администраций городов, районов в городах, районов Донецкой Народной Республики на основании заявления законного представителя ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, либо заявления лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поданного в Отдел по месту фактического проживания.

Льготный билет утверждённого образца является документом, который предоставляет право бесплатного посещения государственных организаций культуры, физической культуры и спорта, экспозиций и выставок, созданных на основе собственных музейных фондов, в музеях, полностью или частично финансируемых за счет средств Республиканского или местных бюджетов, бесплатной подготовки в государственных специализированных учебно-спортивных учреждениях, бесплатного посещения государственных спортивных сооружений, а также бесплатного проезда в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси) до истечения срока действия льготного билета.

Куда обращаться если ребенок остался без родительского попечения?

Лица, которым стало известно о факте оставления ребенка без родительского попечения, обязаны немедленно сообщить об этом в отдел по делам семьи и детей администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту выявления ребенка (список отделов во вкладке «контакты»).

 

Могут ли оформить опеку над ребёнком-сиротой или ребёнком, оставшимся без попечения родителей, граждане, не являющиеся родственниками ребёнка?

Опекуном, попечителем ребенка может быть с его согласия совершеннолетнее дееспособное лицо. Опекуном, попечителем назначается преимущественно лицо, которое находится в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица исполнять обязанности опекуна или попечителя.

Действующим законодательством не запрещено устройство ребенка под опеку (попечительство) лицу, которое не состоит с ним в семейных, родственных отношениях.

Какую информацию о ребенке может получить потенциальный усыновитель перед принятием решения об усыновлении?

Первичная информация о ребенке, предоставляемая кандидатам, содержит сведения об имени, возрасте ребенка, правовых основаниях для его усыновления, информацию о состоянии его здоровья в соответствии с заключением о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, сведения о форме устройства ребенка без указания наименования и адреса учреждения, в котором находится ребенок, данные о наличии у ребенка братьев, сестер, иных родственников, а также другие сведения, которые могут интересовать кандидата в усыновители. В обязательном порядке предоставление информации сопровождается показом фотографии ребенка.

Более детальную информацию о ребенке кандидат в усыновители получает после знакомства с ребенком непосредственно в учреждении, где находится ребенок.

Работники учреждения обязаны ознакомить кандидата в усыновители с медицинскими документами ребенка, предоставить информацию об истории жизни ребенка, особенностях его развития, поведения, способностях, чертах характера, рекомендациях относительно форм и методов общения с ребенком, ухода за ним после усыновления.

В каких случаях ребенок – сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение жилья?

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья в следующих случаях:

— если у ребенка отсутствует жилье, которое принадлежит ему на праве собственности (пользования);

— если возвращение в жилье, принадлежащее ребенку на праве собственности (пользования) по каким-либо причинам невозможно.

С какого возраста дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право постановки на квартирный учет?

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие 16 лет, в случае отсутствия у них жилья, имеют право зачисляться на квартирный и социальный квартирный учет по месту их происхождения или проживания до установления опеки, попечительства, устройства в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, по заявлению опекуна или попечителя, приемных родителей, родителей-воспитателей, администрации учреждения, где проживает ребенок, или органа опеки и попечительства.

Какой срок действия направления предусмотрен законодательством для знакомства кандидатов в усыновители с ребенком?

Кандидатам в усыновители, которые ознакомились с информацией о детях, которые могут быть усыновлены, и изъявили желание лично познакомиться с ребенком, выдается направление в отдел по делам семьи и детей по месту жительства или нахождения ребенка для организации знакомства с ним. Срок действия направления составляет 10 рабочих дней от даты выдачи. В случае необходимости срок действия направления может быть продлен органом, который его выдал, но не более чем на 10 рабочих дней. Направление выдается лично кандидатам в усыновители под подпись.

Нужно ли согласие ребенка на усыновление?

Согласно статье 134 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие.

Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка.

Могут ли быть усыновителями иностранные граждане?

Согласно пункту 3.1 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, право на усыновление ребенка имеют исключительно лица, зарегистрированные и постоянно (более 180 календарных дней в год) проживающие на территории Донецкой Народной Республики. Усыновление детей иностранными гражданами законодательством Донецкой Народной Республики не предусмотрено.

Кому предоставляется первоочередное право на усыновление ребенка?

Согласно статье 129 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики  при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований, предусмотренных для лиц, имеющих право быть усыновителями, и интересов усыновляемого ребенка.

Какие основания необходимы для посещения семьи специалистами отделов по делам семьи и детей местных администраций?

Посещение семей специалистами отделов по делам семьи и детей местных администраций осуществляется с целью подтверждения наличия или отсутствия у семей и отдельных граждан сложных жизненных обстоятельств, в случае:

— личного обращения семей (представителя семьи) и отдельных граждан, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах;

— обращения граждан, которым стало известно о семьях и отдельных гражданах, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;

— поступления сообщений от субъектов социальной работы с семьями и детьми, учреждений, предприятий или организаций различных форм собственности о семьях и отдельных гражданах, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;

— необходимости осуществления оценки результатов проведенной социальной работы с семьями и отдельными гражданами.

 

Может ли быть передано в аренду другим лицам жилое помещение, которое сохраняется за ребенком – сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей?

Жилое помещение, которое сохраняется за ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, на время его пребывания в семье опекуна, попечителя, в приемной семье, детском доме семейного типа, учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором не остались проживать и не зарегистрированы другие члены семьи, может быть передано в аренду другим лицам с разрешения соответствующего органа опеки и попечительства, которое оформляется распоряжением главы администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту нахождения данного жилого помещения.

Могут ли женщина и мужчина, проживающие одной семьей без регистрации брака, совместно усыновить ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей?

Согласно части 4 статьи 129 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Для подтверждения факта пребывания в браке потенциальные усыновители обязаны предоставить копию свидетельства о браке, заключенном в органах государственной регистрации актов гражданского состояния.

Какими документами подтверждается доход потенциального кандидата в усыновители при постановке на учет?

Согласно подпункту 2 пункта 3.2 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, с изменениями, потенциальные усыновители подают справки о заработной плате за шесть месяцев, предшествующих дню подачи заявления о постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, и (или) иной документ, подтверждающий доход, и (или) справку о прохождении воинской службы (для военнослужащих Донецкой Народной Республики).

Лицам, которые работают по совместительству, если размер заработной платы на одном из мест работы позволяет быть усыновителем, возможно, но не обязательно подавать справки и из других мест работы. Если кандидат в течение последнего полугодия сменил место работы, возможна подача справок о заработной плате из всех мест работы для того, чтобы иметь документально подтвержденные сведения о заработной плате за каждый из шести последних месяцев.

Кроме того, пенсия, стипендия, регрессные начисления и иные регулярные выплаты, которые получает заявитель, также являются его доходом, поэтому справка, выданная организацией, которая начисляет выплаты, также может быть приобщена к пакету документов потенциального усыновителя.

Какие основные обязанности имеет опекун (попечитель)?

Опекун (попечитель) обязан заботиться о ребенке, находящемся у него под опекой (попечительством), принимать необходимые меры по созданию условий для воспитания и содержания ребенка, а также заботиться о его здоровье, психическом состоянии, физическом и духовном развитии, готовить к самостоятельной жизни, обеспечивать необходимый уход и лечение, создать надлежащие бытовые условия и условия для получения ребенком полного общего среднего образования, принимать меры к защите гражданских прав и интересов подопечного.

Какие основные права имеет опекун (попечитель)?

Опекун (попечитель) имеет право самостоятельно определять способы воспитания с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства; требовать возврата ребенка от любого лица, которое удерживает его у себя не на основании закона или решения суда; давать согласие на усыновление подопечного; самостоятельно осуществлять расходы, необходимые для удовлетворения потребностей подопечного, за счет назначенной государственной помощи, пенсии, алиментов, доходов от имущества подопечного; представлять интересы подопечного в учреждениях и организациях.

В каких случаях опекун (попечитель) освобождается или отстраняется от исполнения своих обязанностей?

Орган опеки и попечительства – администрация города, района в городе, района Донецкой Народной Республики, может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей:

— по просьбе опекуна (попечителя);

— в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

— ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

— нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

— выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем, установленных законодательством или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Могут ли быть усыновителями лица, имеющие в прошлом судимость?

Согласно статье 129 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики усыновителями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в учреждение здравоохранения, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, относящихся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка.

Кроме того, не могут быть усыновителями лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к вышеперечисленным преступлениям.

Какие виды социальных услуг может получить семья, оказавшаяся в сложных жизненных обстоятельствах?

Виды социальных услуг, которые может получить семья, оказавшаяся в сложных жизненных обстоятельствах, предусмотрены Порядком осуществления отделами по делам семьи и детей администрации городов, районов в городах, районов Донецкой Народной Республики социального обслуживания семей и отдельных граждан, утвержденным  Приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 03 апреля 2019 года № 40/5.

В зависимости от выявленных потребностей семьям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, проживающим на территории Донецкой Народной Республики могут быть оказаны следующие социальные услуги:

— психологические;

— социально-педагогические;

— социально-медицинские;

— социально-экономические;

— юридические;

— информационные.

Социальные услуги предоставляются на бесплатной основе. Информация о получателях социальных услуг является конфиденциальной

Куда следует обратиться для получения информации о детях, которые могут быть усыновлены?

Прежде всего, информацию о детях, которые могут быть усыновлены, имеет право получить только лицо, состоящее на учете в качестве кандидата в усыновители в отделе по делам семьи и детей администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту фактического проживания.

Согласно действующему законодательству для получения информации, кандидаты в усыновители имеют право обратиться в соответствующий отдел по месту учета ребенка, который может быть усыновлен, и в Государственную службу по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики.

Возможно ли усыновление ребенка супружеской парой, если один из супругов является инвалидом I группы?

Согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики не могут быть усыновителями лица, страдающие болезнями, перечень которых утвержден Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики, в том числе, лица, вследствие заболевания или травмы, получившие инвалидность I группы, а также лица, состоящие в браке с лицом, имеющим заболевание, вошедшее в вышеуказанный перечень, либо инвалидность I группы.

Какие документы необходимо предоставить, чтобы усыновить ребенка супруга от предыдущего брака?

Деятельность по усыновлению детей, в том числе и детей одного из супругов другим супругом, регламентируется Временным порядком усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, с изменениями.

В соответствии с вышеуказанным Порядком тот из супругов, кто желает усыновить ребенка, обращается с соответствующим заявлением в отдел по делам семьи и детей администрации города, района в городе, района по месту проживания ребенка. К заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность заявителя; медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя; справка о наличии либо отсутствии судимости заявителя; копия свидетельства о браке; копия свидетельства о рождении ребенка.

Кроме того, к заявлению приобщается письменное согласие родителей или одного из них на усыновление ребенка, заверенное нотариусом или органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

В случае отсутствия другого из родителей ребенка, например, в случае его смерти, лишения родительских прав, признания недееспособным, безвестно отсутствующим, прилагается документ, подтверждающий данный факт.

Что служит основанием для постановки потенциального усыновителя на учет в качестве кандидата в усыновители?

Лицо, изъявившее желание усыновить ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставится на учет в качестве кандидата в усыновители при наличии положительного заключения о возможности быть усыновителем.

В свою очередь указанное заключение готовится отделом по делам семьи и детей городской, районной в городе, районной администрации по месту фактического проживания потенциального усыновителя по результатам осуществленной проверки на соответствие требованиям действующего законодательства Донецкой Народной Республики предоставленных им документов, проведенного обследования жилищно-бытовых условий и результатам собеседования с потенциальным усыновителем на предмет выяснения его мотивации к усыновлению, отношения к воспитанию детей.

Какой срок действия заключения о возможности быть усыновителями?

Срок действия заключения о возможности быть усыновителями составляет один год от даты выдачи и может быть продлен, но не более чем на один год. Если в течение срока действия заключения о возможности быть усыновителями кандидаты в усыновители не усыновили ребенка, они могут обратиться в отдел по делам семьи и детей по месту учета с заявлением о продлении срока действия заключения.

Если в течение срока действия заключения истек срок действия документов, которые прилагались к заявлению о постановке потенциального усыновителя на учет, кандидаты в усыновители обновляют их.

Можно ли восстановить родительские права, если родители их лишены в судебном порядке?

Согласно ст. 72 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, возможно только с его согласия.

Какие методы используют специалисты отделов по делам семьи и детей местных администраций при осуществлении социального инспектирования семей?

Согласно п. 2.3. Порядка осуществления социального инспектирования семей и отдельных граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 03 апреля 2019 года № 39/5, при осуществлении социального инспектирования используются следующие методы:

— обследование жилищно-бытовых условий проживания семей/отдельных граждан – предусматривает внесение сведений, содержащих характеристику места проживания в акт социального инспектирования;

— наблюдение – непосредственное визуальное и слуховое восприятие (отслеживание) и регистрация значащих процессов, ситуаций и фактов (позволяет фиксировать события, поведение людей и другие факты);

— беседа – общение с членами семьи/отдельным гражданином или одновременно со всеми членами семьи (может предусматривать общение, в том числе, и с близким окружением семьи/отдельного гражданина), представителями субъектов социальной работы.

В ходе осуществления социального инспектирования могут быть применены иные методы получения информации (анкетирование, тестирование, сбор дополнительной информации и другие методы).

Что является основанием для отмены усыновления?

Согласно статье 129 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Кроме того, суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Можно ли усыновить ребенка, если у потенциального усыновителя уже есть свои родные дети?

В законодательстве Донецкой Народной Республики нет ограничений, касающихся возможности усыновления детей супружескими парами или одинокими гражданами, у которых есть свои родные дети.

Существуют ли ограничения по возрасту для усыновителей?

Согласно статье 130 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется.

Возможно ли усыновить ребенка семье, которая проживает в арендованной квартире?

Да, возможно, при условии, что семья проживает в арендованной квартире на условиях договора аренды и предоставит его вместе с пакетом документов для усыновления ребенка. Кроме того, лица желающие усыновить ребенка должны иметь регистрацию на территории Донецкой Народной Республики и постоянно, более 180 дней в году, проживать на территории Республики.

В каких случаях восстановление в родительских правах невозможно?

Согласно ч. 4 ст. 72 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено.

Какие учреждения социальной защиты для детей функционируют в Донецкой Народной Республике?

В Донецкой Народной Республике функционируют детские социальные центры — государственные учреждения социальной защиты детей, созданные для длительного (стационарного) или дневного пребывания детей в возрасте от 3 до 18 лет.

Детские социальные центры расположены в городах Горловка, Донецк, Енакиево, Харцызск и Шахтёрск.

В детских социальных центрах предоставляется комплексная социальная, психологическая, педагогическая, медицинская, правовая и другая помощь детям:

— из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах (если родители по определённым причинам не могут обеспечить надлежащий уход за ребёнком и его содержанием, уклоняются от выполнения родительских обязанностей и т.д.);

— детям, оставшимся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

— детям, подвергшимся насилию;

— беспризорным детям.

Адреса и номера контактных телефонов детских социальных центров размещены на официальном сайте Государственной службы по делам семьи и детей: http://gsdsd-dnr.ru/kontakty-sluzhby-2/detskie-sotsialnye-tsentry. Дополнительную информацию можно получить по телефонам «горячей» линии 071 324 99 47; 066 576 90 51.

Каким документом удостоверяется личность потенциального усыновителя при постановке его на учет в качестве кандидата в усыновители?

Личность потенциального усыновителя, изъявившего желание усыновить ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при постановке на учет в качестве кандидата в усыновители удостоверяется исключительно паспортом гражданина Донецкой Народной Республики.

Какие категории семей могут получить социальные услуги в рамках социального патронажа?

Социальный патронаж осуществляется с семьями с детьми, оказавшимися в обстоятельствах, ухудшающих их социальное положение, вследствие которых семьи с детьми частично или полностью не имеют (или утратили) способность или возможность самостоятельно заботиться о семейной (личной) жизни, защищать свои права и права детей, участвовать в общественной жизни.

Согласно п. 1.7. Порядка осуществления социального патронажа семей с детьми, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, и учета детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, утвержденного приказом Государственной службой по делам семь и детей Донецкой Народной Республики от 23 декабря 2016 года
№ 112 (с изменениями), объектами социального патронажа являются:

1) Семьи, оказавшиеся в сложных обстоятельствах, и требующие проведения социальной работы по защите прав детей, такие как:

— семьи с детьми, в которых было совершено физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие в отношении детей;

— семьи с детьми, в которых родители либо лица, их заменяющие, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей по воспитанию детей, а именно: нарушают права детей на моральную и материальную обеспеченность, в том числе на питание, жилье, лечение, медицинское обслуживание, образование и иные права детей;

— семьи с детьми, в которых дети систематически самовольно оставляют место постоянного проживания;

2) Семьи, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, и требующие социальной поддержки.

Имеют ли право мать, отец, ограниченные в родительских правах, на свидание с ребенком?

Согласно статье 75 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок.

Как осуществляется государственная поддержка приемных семей на территории Республики?

Защита прав детей, укрепление института семьи является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Государственная поддержка приемных семей и детских домов семейного типа осуществляется в рамках социального сопровождения, а также путем назначения указанным семьям государственной материальной помощи.

Социальное сопровождение предусматривает предоставление комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских и информационных услуг, направленных на создание надлежащих условий для воспитания и совместного проживания детей в приемной семье/детском доме семейного типа.

Согласно Порядку назначения и выплат социальных пособий, родители-воспитатели и приемные родители имеют право на получение государственной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые воспитываются в детских домах семейного типа и приемных семьях, и денежное вознаграждение родителям-воспитателям и приемным родителям, в размере, установленном законодательством.

Размер государственной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые воспитываются в детских домах семейного типа и приемных семьях, зависит от возраста детей и назначается на каждого ребенка-сироту и ребенка, лишенного родительского попечения.

Так, на ребенка возрастом до 6 лет размер государственной помощи составляет 7200,00 рос. руб., на ребенка возрастом от 6 до 18 лет8900,00 рос. руб., для лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, возрастом от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях в очной форме – 8500,00 рос. руб

Денежное вознаграждение родителям-воспитателям и приемным родителям в детских домах семейного типа и приемных семьях составляет 3100,00 рос. руб. на каждого ребенка/каждое лицо

Получают ли многодетные семьи какую-либо государственную социальную помощь в Республике?

Предоставление социальных пособий гражданам регламентируется Указом Главы Донецкой Народной Республики от 29.04.2015 № 162 «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики» (с изменениями и дополнениями), а также Порядком назначения и выплаты социальных пособий, утверждённым приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 28.08.2015 № 62/2 «О регулировании предоставления государственной помощи» (с изменениями и дополнениями).

Согласно законодательству Донецкой Народной Республики семьям, имеющим трех и более детей, предусмотрена ежемесячная государственная помощь в размере – 2000,00 (две тысячи) российских рублей 00 копеек (на каждого ребёнка).

По вопросу получения детальной информации относительно назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, предусмотренной действующим законодательством Донецкой Народной Республики, необходимо обращаться в управление труда и социальной защиты населения администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту регистрации или по месту фактического проживания семьи.

Что такое «насилие в семье в отношении детей»?

Понятие «насилие в семье в отношении детей» определено Временным Порядком взаимодействия отделов по делам семьи и детей и органов внутренних дел по вопросам осуществления мероприятий по предупреждению совершения насилия в семье в отношении детей, утвержденным совместным приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики и Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики от 30.05.2016 № 56/5/432 как любые умышленные действия одного члена семьи против несовершеннолетнего, если эти действия ущемляют права и свободы несовершеннолетнего, причиняют ему физическую боль и наносят вред или содержат реальную угрозу физическому, психическому здоровью или личностному развитию ребенка.

Существуют следующие виды насилия в семье в отношении детей:

физическое насилие в семье в отношении детей – противоправное действие с применением физической силы одним из членов семьи в отношении несовершеннолетнего, в результате которого причинен ущерб здоровью или наступила смерть пострадавшего, либо не повлекшее указанных последствий;

сексуальное насилие в семье в отношении детей – противоправное посягательство одного из членов семьи на половую неприкосновенность несовершеннолетнего, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему члену семьи;

психологическое насилие в семье – противоправное действие, связанное с воздействием одного из членов семьи на психику несовершеннолетнего путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно может быть вызвана эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и может быть нанесен или наносится вред психическому здоровью несовершеннолетнего;

экономическое насилие в семье в отношении детей – умышленное лишение несовершеннолетнего одним из членов семьи жилья, еды, одежды и другого имущества или средств, на которые несовершеннолетний имеет предусмотренное законом право, что может привести к смерти несовершеннолетнего, вызвать нарушение физического или психического здоровья несовершеннолетнего.

Согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в случае совершения насилия в семье в отношении ребенка (детей) или реальной угрозы его совершения, родители (один из родителей) либо лица, их заменяющие, могут обратиться с заявлением в территориальное подразделение органов внутренних дел или в отдел по делам семьи и детей местной администрации Донецкой Народной Республики, по месту проживания семьи.

Кто такие «законные представители» детей»?

Законными представителями детей являются родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели либо администрация учреждения, в котором ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится на полном государственном обеспечении.

В какие органы следует обращаться одному из родителей ребенка или законным представителям детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в случае злостного уклонения родителей от уплаты алиментов на содержание ребенка, взысканных по решению суда?

С целью принятия мер по выплате алиментов, взысканных с родителей на содержание детей по решению суда, а также инициирования вопроса привлечения родителей к ответственности в соответствии с действующим законодательством за злостное уклонение от уплаты алиментов, родителям, законным представителям детей следует обращаться в территориальные отделы Государственной исполнительной службы Министерства юстиции Донецкой Народной Республики по месту жительства родителей-должников.

Какая ответственность предусмотрена за злостное уклонение родителей от уплаты средств, взысканных на основании решения суда, на содержание ребенка?

Согласно части 1 статьи 163 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трёх месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Какие права и обязанности матери и отца по содержанию ребенка?

Согласно ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии со ст. 63 и 64 Кодекса родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны обеспечить получение детьми общего образования, защищать права и интересы детей.

Согласно ч. 2 ст. 65 Кодекса все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением таких разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Куда необходимо обращаться членам семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах?

Сложные жизненные обстоятельства, это обстоятельства, ухудшающие социальное положение семьи, вследствие которых семья частично или полностью не имеет (утратила) способность или возможность самостоятельно заботиться о семейной (личной) жизни, защищать свои права и права детей, участвовать в общественной жизни.

С целью получения членами семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, социальных услуг, им необходимо обращаться в отделы по делам семьи и детей администраций городов, районов в городах, районов Донецкой Народной Республики по месту фактического проживания.

В зависимости от потребности семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, семье будут оказаны соответствующие социальные услуги.

Какие существуют требования к кандидатам в приемные родители?

Согласно статье 151 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в таком договоре.

Таким образом, к кандидатам в приемные родители предъявляются требования идентичные требования к кандидатам в опекуны/попечители.

Какие цели и задачи осуществления социальной работы с семьями с детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах?

Сохранение биологической семьи для ребенка — главная цель осуществления социальной работы с семьями с детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах.

Основными задачами социальной работы с семьями с детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах, являются:

— изучение и анализ потребностей семей с детьми, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах;

— определение сущности проблем и причин их возникновения;

— оказание социальной поддержки и помощи семьям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, в решении проблем, связанных с физическим, психическим и нравственным здоровьем, общением, участием в трудовой или учебной деятельности, успешной социализацией, жизненным и профессиональным самоопределением;

— воздействие специалистов на сложившуюся ситуацию в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, посредством проведения регулирующих, отслеживающих и оценочных действий с целью внесения необходимых корректив, направленных на выход из сложившейся ситуации или нейтрализацию последствий сложных жизненных обстоятельств;

— координация деятельности специалистов субъектов социальной работы, участвующих в процессе;

— обеспечение контроля посредством систематического взаимодействия с семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах, с целью закрепления результатов работы и недопущения рецидивных явлений.

Каким образом согласно действующему законодательству осуществляется контроль условий проживания и воспитания усыновленных детей?

Согласно пункту 9.4 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13 (с изменениями), контроль условий проживания и воспитания усыновленных детей, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, осуществляется отделами по делам семьи и детей по месту жительства усыновителей до достижения детьми восемнадцати лет. Представитель вышеуказанного отдела ежегодно в течение первых трех лет после усыновления ребенка проверяет условия его проживания и воспитания, а в дальнейшем — один раз в три года.

Проверка проводится с сохранением тайны усыновления. По результатам проверки составляется соответствующий отчет, в котором указываются сведения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, отношения в семье.

Отчеты хранятся Отделом по месту жительства усыновителей в течение трех лет после достижения ребенком восемнадцати лет, после чего уничтожаются.

С какого возраста допускается прием на работу несовершеннолетних граждан?

Согласно законодательству, действующему на территории Донецкой Народной Республики, допускается прием на работу только лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Однако, с согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих (опекунов/попечителей или других законных представителей), допускается прием на работу лиц, достигших 15-летнего возраста.

Допускается также прием на работу лиц, достигших 14-летнего возраста. При этом принятие на работу должно отвечать ряду условий:1) принятие на работу допускается в целях подготовки молодежи к производительному труду;2) принятию на работу в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики, подлежат обучающихся образовательных организаций общего и среднего профессионального образования;3) принятие на работу допускается для выполнения легкой работы, которая не наносит вред здоровью несовершеннолетнего;4) работа не должна нарушать процесс обучения и должна выполняться в свободное от учебы время;5) должно быть получено согласие одного из родителей или лиц, их заменяющих (опекунов/попечителей или других законных представителей).

Какие льготы предусмотрены для многодетных семей, проживающих на территории Республики?

Согласно законодательству, действующему на территории Донецкой Народной Республики, справка родителей многодетной семьи и справка ребёнка из многодетной семьи являются документами, подтверждающими статус многодетной семьи и детей из такой семьи, и их право на получение льгот.

Многодетным семьям предоставляется 50% скидка платы за пользование жильем (квартирная плата), пользование коммунальными услугами (газоснабжение, электроснабжение и другие услуги), стоимости топлива, в том числе жидкого.

Одному из работающих родителей предоставляется один раз в календарном году по заявлению дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней.

Кроме того, детям из многодетных семей предоставляется бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных и междугородных маршрутов, в том числе внутрирайонных, внутри и межобластных независимо от расстояния и места жительства.

Также, дети из многодетных семей имеют право на бесплатное питание в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Донецкой Народной Республики.

В какие органы необходимо обращаться в случае выявления семьи, в которой нарушаются права и законные интересы детей?

В случае выявления семьи, в которой нарушаются права и законные интересы ребенка, необходимо обращаться в отделы по делам семьи и детей администраций городов, районов в городах, районов Донецкой Народной Республики по месту жительства семьи.

С контактными данными отделов по делам семьи и детей администраций городов, районов в городах, районов Донецкой Народной Республики можно ознакомиться на сайте: http://gsdsddnr.ru/ в разделе «Контакты».

В соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики информация о вышеуказанных семьях поступает в отделы по делам семьи и детей администраций городов, районов в городах, районов Донецкой Народной Республики путем:

1) личного/телефонного обращения/заявления физического лица, в том числе ребенка, либо представителя семьи/ребенка непосредственно в отдел по делам семьи и детей по месту жительства/пребывания;

2) письменного, устного, а также телефонного сообщения/направления от субъектов социальной работы;

3) письменного/телефонного обращения/заявления физических лиц, которым стало известно о семье, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах.

Какой порядок решения спора между родителями относительно участия в воспитании ребенка?

Согласно ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Кодекса все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением таких разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Согласно ч. 1 ст. 66 Кодекса родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Согласно ч. 2 данной статьи родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

В каких случаях допускается ограничение родительских прав?

Согласно части 1 и части 2 статьи 73 Семейного кодекса Донецкой Народной Республики суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничения родительских прав). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения такого срока.

В каких случаях устанавливается опека, попечительство над ребенком?

Опека или попечительство устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Возможно ли установление опеки, попечительства по заявлению родителей или несовершеннолетнего ребенка?

Да, возможно. Родители могут подать в орган опеки и попечительства – администрацию города, района в городе, района Донецкой Народной Республики, совместное заявление о назначении их ребенку опекуна, попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица, которое будет опекуном, попечителем, и срока установления опеки, попечительства. Попечитель в отношении несовершеннолетнего ребенка, достигшего возраста 14 лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению ребенка с указанием конкретного лица, которое будет попечителем.

Подлежит ли отчуждению недвижимое имущество, принадлежащее ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей?

Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением:

1) отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

2) отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

3) отчуждения жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене места жительства подопечного, совершаемого к выгоде подопечного;

4) отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимости оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

2. Для заключения сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Яндекс.Метрика