Вопрос — ответ

Куда обращаться если ребенок остался без родительского попечения?

Лица, которым стало известно о факте оставления ребенка без родительского попечения, обязаны немедленно сообщить об этом в отдел по делам семьи и детей администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту выявления ребенка (список отделов во вкладке «контакты»).

 

Могут ли оформить опеку над ребенком-сиротой или ребенком, лишенным родительского попечения, граждане, не являющиеся родственниками ребенка?

Опекуном, попечителем ребенка может быть с его согласия совершеннолетнее дееспособное лицо. Опекуном, попечителем назначается преимущественно лицо, которое находится в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица исполнять обязанности опекуна или попечителя.

Действующим законодательством не запрещено устройство ребенка под опеку (попечительство) лицу, которое не состоит с ним в семейных, родственных отношениях.

Какую информацию о ребенке может получить потенциальный усыновитель перед принятием решения об усыновлении?

Первичная информация о ребенке, предоставляемая кандидатам, содержит сведения об имени, возрасте ребенка, правовых основаниях для его усыновления, информацию о состоянии его здоровья в соответствии с заключением о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, сведения о форме устройства ребенка без указания наименования и адреса учреждения, в котором находится ребенок, данные о наличии у ребенка братьев, сестер, иных родственников, а также другие сведения, которые могут интересовать кандидата в усыновители. В обязательном порядке предоставление информации сопровождается показом фотографии ребенка.

Более детальную информацию о ребенке кандидат в усыновители получает после знакомства с ребенком непосредственно в учреждении, где находится ребенок.

Работники учреждения обязаны ознакомить кандидата в усыновители с медицинскими документами ребенка, предоставить информацию об истории жизни ребенка, особенностях его развития, поведения, способностях, чертах характера, рекомендациях относительно форм и методов общения с ребенком, ухода за ним после усыновления.

В каких случаях ребенок-сирота и ребенок, лишенный родительского попечения, имеет право на получение жилья?

Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на получение жилья в следующих случаях:

— если у ребенка отсутствует жилье, которое принадлежит ему на праве собственности (пользования);

— если возвращение в жилье, принадлежащее ребенку на праве собственности (пользования) по каким-либо причинам невозможно.

С какого возраста дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право постановки на квартирный учет?

Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, достигшие 16 лет, в случае отсутствия у них жилья, имеют право зачисляться
на квартирный и социальный квартирный учет по месту их происхождения или проживания до установления опеки, попечительства, устройства в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, по заявлению опекуна или попечителя, приемных родителей, родителей-воспитателей, администрации учреждения, где проживает ребенок, или органа опеки и попечительства.

Какой срок действия направления предусмотрен законодательством для знакомства кандидатов в усыновители с ребенком?

Кандидатам в усыновители, которые ознакомились с информацией о детях, которые могут быть усыновлены, и изъявили желание лично познакомиться с ребенком, выдается направление в отдел по делам семьи и детей по месту жительства или нахождения ребенка для организации знакомства с ним. Срок действия направления составляет 10 рабочих дней от даты выдачи. В случае необходимости срок действия направления может быть продлен органом, который его выдал, но не более чем на 10 рабочих дней. Направление выдается лично кандидатам в усыновители под подпись.

Нужно ли согласие ребенка на усыновление?

Согласно пункту 6.3 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, для усыновления ребенка необходимо его согласие, если он достиг возраста и уровня развития, позволяющего его выразить. Согласие ребенка на усыновление предоставляется письменно или устно в зависимости от возраста, уровня развития и состояния здоровья. Для выяснения, согласен ли ребенок на усыновление, представитель отдела по делам семьи и детей по месту пребывания ребенка в присутствии представителя детского или другого учреждения, в котором находится ребенок, или опекунов, попечителей проводит беседу с ребенком. Если ребенок осознает факт усыновления, представитель отдела разъясняет ребенку его правовые последствия. Письменное согласие ребенка на усыновление удостоверяется представителем отдела.

Могут ли быть усыновителями иностранные граждане?

Согласно пункту 3.1 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, право на усыновление ребенка имеют исключительно лица, зарегистрированные и постоянно (более 180 календарных дней в год) проживающие на территории Донецкой Народной Республики. Усыновление детей иностранными гражданами законодательством Донецкой Народной Республики не предусмотрено.

Кому предоставляется первоочередное право на усыновление ребенка?

В соответствии со статьей 213 Семейного кодекса, преимущественное (первоочередное) право на усыновление ребенка имеют его родственники, физическое лицо, в семье которого воспитывается усыновляемый ребенок, а также лицо, которое усыновляет нескольких детей, являющихся братьями и сестрами. Кроме того, преимущественное право на усыновление ребенка имеют супружеские пары. Всем другим кандидатам в усыновители информация о детях, которые могут быть усыновлены, предоставляется в порядке очередности.

Какие основания необходимы для посещения семьи специалистами отделов по делам семьи и детей местных администраций?

Посещение семей специалистами отделов по делам семьи и детей местных администраций осуществляется с целью подтверждения наличия или отсутствия у семей и отдельных граждан сложных жизненных обстоятельств, в случае:

— личного обращения семей (представителя семьи) и отдельных граждан, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах;

— обращения граждан, которым стало известно о семьях и отдельных гражданах, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;

— поступления сообщений от субъектов социальной работы с семьями и детьми, учреждений, предприятий или организаций различных форм собственности о семьях и отдельных гражданах, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;

— необходимости осуществления оценки результатов проведенной социальной работы с семьями и отдельными гражданами.

 

Может ли быть передано в аренду другим лицам жилое помещение, которое сохраняется за ребенком-сиротой или ребенком, лишенным родительского попечения?

Жилое помещение, которое сохраняется за ребенком-сиротой или ребенком, лишенным родительского попечения, на время его пребывания в семье опекуна, попечителя, в приемной семье, детском доме семейного типа, учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в котором не остались проживать и не зарегистрированы другие члены семьи, может быть передано в аренду другим лицам с разрешения соответствующего органа опеки и попечительства, которое оформляется распоряжением главы администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту нахождения данного жилого помещения. На основании распоряжения главы местной администрации между опекуном над имуществом ребенка и лицом, которое арендует жилое помещение, заключается договор аренды.

На какой срок заключается договор аренды ?

Срок действия договора аренды не может превышать срок пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, под опекой, попечительством, в приемной семье, детском доме семейного типа. Вопрос регистрации в указанном жилом помещении лица, которое его арендует, и лиц, которые постоянно проживают с ним, решается с согласия органа опеки и попечительства. Арендодатель должен не позднее, чем за шесть месяцев до даты возвращения ребенка из учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, от опекуна, попечителя, из приемной семьи, детского дома семейного типа уведомить лицо, которое арендует жилое помещение, о необходимости освобождения жилого помещения и о подготовке  помещения для проживания ребенка.

Могут ли женщина и мужчина, проживающие одной семьей без брака, совместно усыновить ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения?

Согласно требованиям пункта 3.7 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Для подтверждения факта пребывания в браке потенциальные усыновители обязаны предоставить копию свидетельства о браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния.

Какими документами подтверждается доход потенциального кандидата в усыновители при постановке на учет?

Согласно подпункту 2 пункта 3.2 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, потенциальные усыновители подают справки о заработной плате за последние шесть месяцев, предшествующих месяцу подачи  заявления о постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, или копию декларации о доходах за предыдущий календарный год, заверенную органами государственной налоговой службы.

Лицам, которые работают по совместительству, если размер заработной платы на одном из мест работы позволяет быть усыновителем, возможно, но не обязательно подавать справки и из других мест работы. Если кандидат в течение последнего полугодия сменил место работы, возможна подача справок о заработной плате из всех мест работы для того, чтобы иметь документально подтвержденные сведения о заработной плате за каждый из шести последних месяцев.

Кроме того, пенсия, стипендия, регрессные начисления и иные регулярные выплаты, которые получает заявитель, также являются его доходом, поэтому справка, выданная организацией, которая начисляет выплаты, также может быть приобщена к пакету документов потенциального усыновителя.

Какие основные обязанности имеет опекун (попечитель)?

Опекун (попечитель) обязан заботиться о ребенке, находящемся у него под опекой (попечительством), принимать необходимые меры по созданию условий для воспитания и содержания ребенка, а также заботиться о его здоровье, психическом состоянии, физическом и духовном развитии, готовить к самостоятельной жизни, обеспечивать необходимый уход и лечение, создать надлежащие бытовые условия и условия для получения ребенком полного общего среднего образования, принимать меры к защите гражданских прав и интересов подопечного.

Какие основные права имеет опекун (попечитель)?

Опекун (попечитель) имеет право самостоятельно определять способы воспитания с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства; требовать возврата ребенка от любого лица, которое удерживает его у себя не на основании закона или решения суда; давать согласие на усыновление подопечного; самостоятельно осуществлять расходы, необходимые для удовлетворения потребностей подопечного, за счет назначенной государственной помощи, пенсии, алиментов, доходов от имущества подопечного; представлять интересы подопечного в учреждениях и организациях.

В каких случаях опекун (попечитель) освобождается от осуществления своих полномочий?

Орган, который установил опеку (попечительство), по заявлению лица может освободить его от полномочий опекуна (попечителя). Заявление об освобождении от осуществления полномочий опекуна (попечителя) рассматривается в течение месяца.

Администрация района, района в городе, города Донецкой Народной Республики или суд может освободить лицо от полномочий опекуна (попечителя) в случае невыполнения им своих обязанностей, помещения ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в случае, когда между опекуном (попечителем) и ребенком сложились отношения, которые препятствуют осуществлению опеки (попечительства), а также при наличии обстоятельств, которые препятствуют лицу быть опекуном, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Могут ли быть усыновителями лица, имеющие в прошлом судимость?

Согласно требованиям подпункта 15 пункта 3.7 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, усыновителями не могут быть лица, которые были осуждены за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой свободы и половой неприкосновенности личности, против общественной безопасности, общественного порядка и нравственности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, а также за преступления против семьи и несовершеннолетних, предусмотренных Уголовным кодексом Донецкой Народной Республики, или имеют непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение других преступлений.

Какие сделки не имеют права совершать родители (либо лица, их заменяющие) малолетнего ребенка относительно его имущественных прав без разрешения органа опеки и попечительства?

Согласно действующему законодательству родители (либо лица, их заменяющие) малолетнего ребенка не имеют права без разрешения органа опеки и попечительства совершать следующие сделки относительно его имущественных прав:

— заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, в том числе договоры по разделу или обмену жилого дома, квартиры;

— выдавать письменные обязательства от имени ребенка;

— отказываться от имущественных прав ребенка.

Родители дают согласие на совершение несовершеннолетним ребенком указанных сделок лишь с разрешения органа опеки и попечительства.

В каком случае предоставляется разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок относительно недвижимого имущества детей?

Разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок относительно недвижимого имущества детей предоставляется в случае гарантирования сохранения их права на жилье.

Какие виды социальных услуг может получить семья, оказавшаяся в сложных жизненных обстоятельствах?

Виды социальных услуг, которые может получить семья, оказавшаяся в сложных жизненных обстоятельствах, предусмотрены Временной Инструкцией осуществления отделами (секторами) по делам семьи и детей социального обслуживания семей и отдельных граждан, утвержденной Приказом Государственной службы по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики от 15.05.2015 № 14.

В зависимости от потребности семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, семьям, проживающим на территории Донецкой Народной Республики могут быть оказаны комплексные социальные услуги:

—      социально — медицинские;

—      психологические;

—      социально — педагогические;

—      юридические;

—      социально — экономические;

—      информационные.

Дополнительно сообщаем, социальные услуги предоставляются на бесплатной основе. Информация о получателях социальных услуг является конфиденциальной.

Какие учреждения социальной защиты для детей функционируют в Донецкой Народной Республике?

В Донецкой Народной Республике функционируют детские социальные центры — государственные учреждения социальной защиты детей, созданные для длительного (стационарного) или дневного пребывания детей в возрасте от 3 до 18 лет.

Детские социальные центры расположены в городах Горловка, Донецк, Енакиево, Харцызск и Шахтёрск.

В детских социальных центрах предоставляется комплексная социальная, психологическая, педагогическая, медицинская, правовая и другая помощь детям:

— из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах (если родители по определённым причинам не могут обеспечить надлежащий уход за ребёнком и его содержанием, уклоняются от выполнения родительских обязанностей и т.д.);

— детям, оставшимся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

— детям, подвергшимся насилию;

— беспризорным детям.

Адреса и номера контактных телефонов детских социальных центров размещены на официальном сайте Государственной службы по делам семьи и детей: http://gsdsd-dnr.ru/kontakty-sluzhby-2/detskie-sotsialnye-tsentry. Дополнительную информацию можно получить по телефонам «горячей» линии 071 324 99 47; 066 576 90 51.

Какое количество детей может воспитываться в приемной семье/детском доме семейного типа?

Согласно законодательству, действующему на территории Донецкой Народной Республики, в приемную семью на воспитание и совместное проживание устраивают от 1 до 4 детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в детском доме семейного типа могут воспитываться не менее 5 детей, однако общее количество детей не должно превышать 10 лиц, учитывая родных.

Кто управляет имуществом ребенка?

Имуществом, принадлежащим малолетнему ребенку, управляют родители без специального на то полномочия. Родители обязаны заботиться о сохранении и использовании имущества ребенка в его интересах. Родители малолетнего ребенка не имеют права без разрешения органа опеки и попечительства совершать такие сделки относительно его имущественных прав: заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, выдавать письменные обязательства от имени ребенка, отказываться от имущественных прав ребенка.

В то же время родители несовершеннолетнего ребенка имеют право дать согласие на совершение таким ребенком вышеуказанных сделок лишь с разрешения органа опеки и попечительства.

Опекун ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, обязан заботиться о сохранении и использовании имущества подопечного ребенка в его интересах. Опекун не имеет права без разрешения органа опеки и попечительства отказаться от имущественных прав подопечного, выдавать от его имени письменные обязательства, заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации.

Попечитель несовершеннолетнего ребенка имеет право дать согласие на совершение несовершеннолетним подопечным вышеуказанных сделок лишь с разрешения органа опеки и попечительства.

Куда следует обращаться родителям или другим законным представителям ребенка для получения разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки относительно имущества ребенка?

Для получения консультации по вопросу подготовки необходимых документов относительно предоставления разрешения органа опеки и попечительства – администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики, на совершение сделки с имуществом ребенка необходимо обращаться в отдел по делам семьи и детей соответствующей местной администрации по месту нахождения такого имущества.

Каким документом удостоверяется личность потенциального усыновителя при постановке его на учет в качестве кандидата в усыновители?

Согласно подпункту 1 пункта 3.2 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13 (с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.08.2018 № 10-50), личность кандидата в усыновители удостоверяется паспортом гражданина Донецкой Народной Республики.

Какие категории семей могут получить социальные услуги в рамках социального патронажа?

Согласно Порядку осуществления социального патронажа семей с детьми, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, и учета детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, социальные услуги могут получить следующие категории семей:

1) Семьи, оказавшиеся в сложных обстоятельствах, и требующие проведения социальной работы по защите прав детей, такие как:

— семьи с детьми, в которых было совершено физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие в отношении детей;

— семьи с детьми, в которых родители либо лица, их заменяющие, уклоняются от исполнения обязанностей по воспитанию детей, а именно: нарушают права детей на моральную и материальную обеспеченность, том числе на питание, жилье, лечение, медицинское обслуживание, образование и иные права детей;

— семьи с детьми, в которых дети систематически самовольно оставляют место постоянного проживания;

2) Семьи, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, и требующие социальной поддержки:

— семьи с детьми, оказавшиеся в обстоятельствах, ухудшающих социальное положение семей с детьми, вследствие которых семьи с детьми частично или полностью не имеют (или утратили) способность или возможность самостоятельно заботиться о семейной (личной) жизни, защищать свои права и права детей, участвовать в общественной жизни.

Продолжительность пребывания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в приемных семьях и детских домах семейного типа?

Устройство детей в приемную семью и детский дом семейного типа проводится с учетом возраста приемных родителей/родителей-воспитателей и детей, чтобы на время достижения обоими родителями пенсионного возраста все приемные дети и дети-воспитанники достигли возраста выбытия из приемной семьи или детского дома семейного типа, а именно 18-летнего возраста, а в случае продолжения детьми обучения в организациях осуществляющих образовательную деятельность – 23 лет или до окончания обучения в соответствующих организациях. В случае достижения пенсионного возраста одним из приемных родителей/родителей-воспитателей время пребывания детей определяется по возрасту младшего из родителей. В отдельных случаях, по соглашению сторон, приемная семья или детский дом семейного типа может функционировать и по достижение приемными родителями или родителями-воспитателями пенсионного возраста, но не более чем в течение пяти лет.

Имеют ли право мать, отец, лишенные родительских прав, на свидание с ребенком?

Свидание с ребенком родителей (одного из них), лишенных родительских прав, определено частью 1 ст. 168 Семейного кодекса Украины, который продолжает действовать в Донецкой Народной Республике в редакции по состоянию на дату принятия Конституции Донецкой Народной Республики (дата принятия – 14 мая 2014 года).

Частью 1 данной статьи установлено, что мать, отец, лишенные родительских прав, имеют право на обращение в суд с заявлением о предоставлении им права на свидание с ребенком.

Суд может разрешить разовые, периодические свидания с ребенком, если это не причинит вреда его жизни, здоровью и моральному воспитанию, при условии присутствия другого лица.

Существуют ли ограничения по возрасту для потенциальных усыновителей?

В соответствии с требованиями пункта 3.7 Временного порядка усыновления и осуществления контроля условий проживания и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-13, с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.08.2018 № 10-50, разница в возрасте между усыновляемым ребенком и усыновителем не должна быть менее пятнадцати лет.

Как осуществляется государственная поддержка приемных семей и детских домов семейного типа на территории Республики?

Защита прав детей, укрепление института семьи является одним
из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Государственная поддержка приемных семей и детских домов семейного типа осуществляется в рамках социального сопровождения, а также путем назначения указанным семьям государственной материальной помощи.

Социальное сопровождение предусматривает предоставление комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских и информационных услуг, направленных на создание надлежащих условий для воспитания и совместного проживания детей в приемной семье/детском доме семейного типа.

Согласно Порядку назначения и выплат социальных пособий, родители-воспитатели и приемные родители имеют право на получение государственной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые воспитываются в детских домах семейного типа и приемных семьях, и денежное вознаграждение родителям-воспитателям и приемным родителям, в размере, установленном законодательством.

Размер государственной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые воспитываются в детских домах семейного типа и приемных семьях, зависит от возраста детей и назначается на каждого ребенка-сироту и ребенка, лишенного родительского попечения.

Так, на ребенка-воспитанника возрастом до 6 лет размер государственной помощи составляет 5 968 рос. руб., на ребенка-воспитанника возрастом от 6 до 18 лет7 440 рос. руб., для лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, возрастом от 18 до 23 лет, обучающихся на дневной форме обучения – 7 048 рос. руб.

Денежное вознаграждение родителям-воспитателям и приемным родителям в детских домах семейного типа и приемных семьях составляет
1500 рос. руб. на каждого ребенка.

Получают ли многодетные семьи какую-либо государственную социальную помощь в Республике?

Предоставление социальных пособий гражданам регламентируется Указом Главы Донецкой Народной Республики от 29.04.2015 № 162 «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики» (с изменениями и дополнениями), а также Порядком назначения и выплаты социальных пособий, утверждённым приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 28.08.2015 № 62/2 «О регулировании предоставления государственной помощи» (с изменениями и дополнениями).

Согласно законодательству Донецкой Народной Республики семьям, имеющим трех и более детей, предусмотрена ежемесячная государственная помощь в размере – 1000,00 (одна тысяча) российских рублей (на каждого ребёнка).

По вопросу получения детальной информации относительно назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, предусмотренной действующим законодательством Донецкой Народной Республики, необходимо обращаться в управление труда и социальной защиты населения администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту регистрации или по месту фактического проживания семьи.

Что такое «насилие в семье в отношении детей»?

Понятие «насилие в семье в отношении детей» определено Временным Порядком взаимодействия отделов по делам семьи и детей и органов внутренних дел по вопросам осуществления мероприятий по предупреждению совершения насилия в семье в отношении детей, утвержденным совместным приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики и Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики от 30.05.2016 № 56/5/432 как любые умышленные действия одного члена семьи против несовершеннолетнего, если эти действия ущемляют права и свободы несовершеннолетнего, причиняют ему физическую боль и наносят вред или содержат реальную угрозу физическому, психическому здоровью или личностному развитию ребенка.

Существуют следующие виды насилия в семье в отношении детей:

физическое насилие в семье в отношении детей – противоправное действие с применением физической силы одним из членов семьи в отношении несовершеннолетнего, в результате которого причинен ущерб здоровью или наступила смерть пострадавшего, либо не повлекшее указанных последствий;

сексуальное насилие в семье в отношении детей – противоправное посягательство одного из членов семьи на половую неприкосновенность несовершеннолетнего, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему члену семьи;

психологическое насилие в семье – противоправное действие, связанное с воздействием одного из членов семьи на психику несовершеннолетнего путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно может быть вызвана эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и может быть нанесен или наносится вред психическому здоровью несовершеннолетнего;

экономическое насилие в семье в отношении детей – умышленное лишение несовершеннолетнего одним из членов семьи жилья, еды, одежды и другого имущества или средств, на которые несовершеннолетний имеет предусмотренное законом право, что может привести к смерти несовершеннолетнего, вызвать нарушение физического или психического здоровья несовершеннолетнего.

Согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в случае совершения насилия в семье в отношении ребенка (детей) или реальной угрозы его совершения, родители (один из родителей) либо лица, их заменяющие, могут обратиться с заявлением в территориальное подразделение органов внутренних дел или в отдел по делам семьи и детей местной администрации Донецкой Народной Республики, по месту проживания семьи.

Кто такие «законные представители» детей»?

Законными представителями детей являются родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели либо администрация учреждения, в котором ребенок-сирота или ребенок, лишенный родительского попечения, находится на полном государственном обеспечении.

В какие органы следует обращаться одному из родителей ребенка или законным представителям детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в случае злостного уклонения родителей от уплаты алиментов на содержание ребенка, взысканных по решению суда?

С целью принятия мер по выплате алиментов, взысканных с родителей на содержание детей по решению суда, а также инициирования вопроса привлечения родителей к ответственности в соответствии с действующим законодательством за злостное уклонение от уплаты алиментов, родителям, законным представителям детей следует обращаться в территориальные отделы Государственной исполнительной службы Министерства юстиции Донецкой Народной Республики по месту жительства родителей-должников.

Какая ответственность предусмотрена за злостное уклонение родителей от уплаты средств, взысканных на основании решения суда, на содержание ребенка?

Согласно части 1 статьи 163 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трёх месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Какие органы несут ответственность за сохранность за ребенком-сиротой или ребенком, лишенным родительского попечения, жилого помещения, в котором он проживал с родителями, родными до устройства в семью граждан или учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения?

Администрация города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту нахождения жилого помещения ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, несет ответственность за сохранность такого жилья и возвращение его детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, а также лицам из их числа, после завершения срока пребывания в семье опекуна, попечителя, в приемной семье, детском доме семейного типа, учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Какие полномочия по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, возложены на их законных представителей?

Законные представители детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, обязаны принимать меры по защите их гражданских прав и интересов.

В случае если ребенок-сирота или ребенок, лишенный родительского попечения, имеет право наследования имущества после смерти родителя (родителей), его законный представитель обязан принять меры к оформлению права наследования имущества на имя ребенка. То же касается и оформления пенсии в связи с потерей кормильца, государственной помощи на содержание ребенка, взыскания алиментов с родителей в судебном порядке.

Опекун (попечитель) в наивысших интересах подопечного обязан заботиться о сохранении и использовании имущества подопечного в его интересах.

Опекун малолетнего ребенка совершает сделки от имени и в интересах подопечного, а попечитель несовершеннолетнего ребенка дает согласие на совершение подопечным сделок в соответствии с действующим законодательством, лишь с разрешения органа опеки и попечительства.

Какие права и обязанности матери и отца по содержанию ребенка?

Согласно статьи 141 Семейного кодекса Украины, который продолжает действовать на территории Донецкой Народной Республики, мать, отец имеют равные права и обязанности в отношении ребенка, независимо
от того, находились ли они в браке между собой. Расторжение брака между родителями, проживание их отдельно от ребенка не влияет на объем их прав
и не освобождает от обязанностей в отношении ребенка.         В соответствии со статьей 180 Кодекса родители обязаны содержать ребенка до достижения им совершеннолетия.         Статья 181 Кодекса определяет способы выполнения родителями обязанности содержать ребенка. Согласно ч. 2, ч. 3 указанной статьи
по договоренности между родителями ребенка тот из них, кто проживает отдельно от ребенка, может принимать участие в его содержании в денежной
и (или) натуральной форме. По решению суда средства на содержание ребенка (алименты) присуждаются в доле от дохода его матери, отца и (или) в твердой денежной сумме.          Таким образом, если договоренность с одним из родителей ребенка
об участии в его содержании отсутствует, необходимо обратиться с исковым заявлением в суд по вопросу взыскания алиментов.

Куда необходимо обращаться членам семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах?

Сложные жизненные обстоятельства, это обстоятельства, ухудшающие социальное положение семьи, вследствие которых семья частично или полностью не имеет (утратила) способность или возможность самостоятельно заботиться о семейной (личной) жизни, защищать свои права и права детей, участвовать в общественной жизни.

С целью получения членами семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, социальных услуг, им необходимо обращаться в отделы
по делам семьи и детей администраций городов, районов в городах, районов Донецкой Народной Республики по месту фактического проживания.

В зависимости от потребности семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, семье будут оказаны соответствующие социальные услуги.

Яндекс.Метрика